Помощь в трудной ситуации

Трудная жизненная ситуация — ситуация, которая субъективно воспринимается человеком как трудная лично для него или является объективно нарушающей его нормальную жизнедеятельность (инвалидность, сиротство, и т. д)

Категории социально незащищённых детей
  • Дети, оставшиеся без попечения родителей
  • Дети, проживающие в малоимущих семьях
  • Дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев
  • Дети-инвалиды и с особенностями в развитии
  • Дети-жертвы насилия

Факторы социального риска

  • Социально-экономические: низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия
  • Медико-социальные: инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей
  • Социально-демографические: неполная, многодетная семья, семьи с престарелыми родителями
  • Социально-психологические: семьи с конфликтными отношениями
  • Психолого-педагогические: семьи с низким общеобразовательным уровнем
  • Криминальные: алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие

Ребенок в трудной жизненной ситуации

Выявление неблагополучия в семьях воспитанников детского сада связано с выявлением факторов социального риска. С семьями детей проводятся беседы, анкетирование, психологическая и социальная диагностика. Также в семьи выходят педагоги с целью выявления семейного неблагополучия

Основной информацией владеет воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия

На что стоит обратить внимание
  • Утомленный, сонный вид
  • Санитарно-гигиеническая запущенность
  • Обмороки, головокружение из-за постоянного недоедания
  • Агрессия и импульсивность, которые сменяются апатией и подавленным состоянием
  • Выраженный страх взрослых, проявление тревоги в форме тиков
  • Боязнь идти домой
  • Жестокое обращении с животными
  • Стремление скрыть причину травм

Семья считается неблагополучной, если родители:

  • не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению детей
  • не исполняют своих обязанностей по содержанию детей
  • отрицательно влияют на их поведение
  • жестоко обращаются с детьми
  • страдают алкоголизмом, употребляют наркотики, ведут антиобщественный образ жизни
  • создают конфликтные ситуации, втягивая в них детей

Для профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями, педагогом-психологом и социальным педагогом детского сада проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность сада. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта

Работая во взаимодействии со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальный педагог формирует и реализует систему комплексной помощи семье в снижении социального неблагополучия

Индивидуальная работа с семьей включает в себя:

  1. Установление контакта с членами семьи.
  2. Выявление существующих проблем и причин их возникновения
  3. Определение плана вывода семьи из тяжелой жизненной ситуации, содержания необходимой помощи поддержки детского сада и других социальных служб.
  4. Реализация намеченного плана, привлечение специалистов, способных помочь в разрешении тех проблем, которых  семья  не может решить самостоятельно
  5. Патронаж семьи.

Таким образом, индивидуальный план сопровождения семьи – это план коррекционных, реабилитационных и педагогических мероприятий, набор, количество и последовательность  которых будут для каждой семьи индивидуальными, в зависимости от нужд, потребностей и согласия семьи на участие в них.

Родители приглашаются на консультацию, где социальный педагог и педагог-психолог им подробно раскрывает содержание предстоящей работы с данной семьёй.  Итогом встречи является подписание родителями индивидуальных планов сопровождения. Родители дают согласие на сотрудничество при реализации плана, берут на себя ответственность за участие в плановых коррекционных  мероприятиях, выполнение рекомендаций специалистов.

Как правило, никто из родителей не отказывается от помощи специалистов ДОУ. С Можно сказать, что индивидуальный план сопровождения, являясь своеобразным договором, позволяет повысить родительскую ответственность за необходимые изменения в своей воспитательной позиции, в жизни семьи в целом.

В ДОУ должна быть выстроена некая система кураторства детей, находящихся в трудной жизненной ситуации:

Работа ведётся ежедневно. Главным участником этого кураторства выступает воспитатель, который

  • отслеживание посещаемости детей; при отсутствия ребенка в дошкольном учреждении выясняет причины данного отсутствия сотрудничая с родителями,
  • ежедневно родители или законные представители при передаче ребёнка воспитателю осматриваются и опрашиваются на предмет внешнего вида и состояния ребёнка;
  • ежедневно отмечается наличие фактов конфликтных ситуаций, неконструктивных приёмов воздействия на ребёнка со стороны родителей (шлепки, подзатыльники,  крик, оскорбления,  запугивание и т.д.).

При обнаружении негативных моментов информация доводится до сведения социального педагога, психолога, мед работника. Также ставят в известность руководителя учреждения.

Воспитатели должны уделяет особое внимание таким детям, именно воспитатель привлекает их семьи к организации жизнедеятельности группы (участие в праздниках, днях открытых дверей и т.д.), индивидуально лично приглашает на проводимые мероприятия.

Но как же понять, что работая с такими детьми мы идем в нужном направлении.

Существует несколько критериев, по которым можно отследить эффективности работы:

  • сформированность положительного отношения к дошкольному учреждению  ребенка и родителей;
  • доверие к педагогическому коллективу (обращения за психолого-педагогической помощью, посещение родительских собраний);
  • участие родителей во внеклассных воспитательных мероприятиях;
  • понимание и принятие родителями положительных и отрицательных сторон ребенка;
  • выполнение функций семьи в отношении ребенка (воспитательная, эмоциональная, безопасности, коммуникативная, гедонистическая, социально-статусная, хозяйственно-бытовая, сфера первичного социального контроля, духовного общения);
  • отсутствие правонарушений со стороны ребенка (законопослушное поведение);

В конце учебного года в дошкольном учреждении  проводится итоговое заседание психолого-медико-педагогического консилиума, на котором анализируются результаты социально-психологического и педагогического сопровождения детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации,  определяется список детей, нуждающихся в продолжении коррекционно-развивающей работы в следующем учебном году, а также принимается решение о выведении детей с внутреннего учета.

Организация взаимодействия с семьей -  работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Ее успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником семье.

Семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку, социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Методика проведения психодиагностического обследования семьи, выявление причин семейного неблагополучия

Одним из важнейших этапов технологии работы с неблагополучной семьей является диагностический. Его цель - выявление причин семейного неблагополучия и возможных путей их коррекции. Причины неблагополучия могут быть связаны с личностными особенностями членов семьи, а также с неконструктивными способами поведения, заученными в родительских семьях и передающихся из поколения в поколение.

Педагогическому  работнику, осуществляющему помощь семье необходимо уметь определять, какие эмоционально-психологические потребности членов семьи оказываются неудовлетворенными в сложившихся семейных отношениях.     

В структуре личности самыми болезненными и уязвимыми чувствами являются самоуважение, чувство собственного достоинства. Человеку необходимо испытывать положительные чувства и эмоции по отношению к самому себе, но это возможно, только если другие люди подтверждают его собственную самооценку. Человеку необходимо любить и уважать себя, в этом случае он способен с уважением, доброжелательностью, дружелюбием относиться к другим людям. И наоборот, тот, кто не уважает себя, к другим относится презрительно, пренебрежительно, равнодушно. Отношение к другим людям оказывается тесным образом связанными с отношением к самому себе.

Потребность в сохранении и поддержании собственного достоинства как одна из основных потребностей нашего «Я» отражает потребность сформировавшейся личности в получении подтверждающей информации от окружающих, особенно от близких о том, что ее уважают, любят и ценят.

Для выявления особенностей самооценки возможно использование следующих методик:

-      Проективные методики – «Дом, дерево, человек», «Несуществующее животное», «Моя семья» и др.

-      Метод «Незаконченные предложения» существует в большом количестве вариантов, вариант разработанный Л. Саксом и В. Леви  помогает выявить систему личностных отношений, отношений испытуемого к своему прошлому и будущему, систему отношений к семье, затрагивает взаимоотношения с родителями и друзьями, собственные жизненные цели.

Психологическую помощь можно получить по единому телефону доверия: 8 800 333-44-34 Звонки бесплатны по всей России

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie